Церковь Преображения Господня в Абрамцево
Православные храмы России наполнены древнерусской самобытностью благодаря произведениям религиозной живописи выдающихся художников и архитектурному стилю модерн, который подарил такие неповторимые шедевры, как Храм Преображения Господня в Радонеже, который создавался содружеством великих мастеров в обстановке поиска нового в искусстве. В результате поездок в Ростов и Ярославль, Владимир и Суздаль, Переславль-Залесский и Боголюбов участниками создания церкви были приобретены образцы резьбы по дереву, старинные подсвечники и святцы, лампады и складни, выполненные из металла, которые позднее легли в основу музея народного искусства в Абрамцеве, а также стали источником исторических прототипов в процессе строительства и работы над внутренним убранством и иконостасом.
Известный меценат Савва Иванович Мамонтов и его семья жили в усадьбе в селе Абрамцево. Весной 1880 года из-за сильного разлива реки Воря местные крестьяне не смогли попасть на пасхальное богослужение в ближайшую церковь, тогда они пришли в дом Мамонтова, который тоже не смог вместить всех людей. Поэтому Савва и домочадцы приняли решение построить церковь на территории усадьбы. Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве является тонкой стилизацией под древность, первым произведением и главной жемчужиной в развитии стиля модерн в России. Самый первый эскиз церкви подготовил Василий Дмитриевич Поленов, образцом послужила церковь Спаса Преображения на Нередице, построенная в 1198 году. Иконы писали такие художники, как: В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, которые привнесли новое понимание народной красоты и силы духа.
Храм напоминает древние постройки северного зодчества благодаря темным главкам и элементам резьбы по камню во внешнем оформлении, а также орнаменту в убранстве интерьеров. Одноглавая церковь Спаса Нерукотворного с маленькой главкой над входом в виде звонницы, с расписной вытянутой главой у пристроенной часовни в плане квадратной формы с тремя полуциркульными апсидами. Здание церкви с пропорциональными размерами ширины и высоты, кажется вытянутым вверх за счет вертикальных контрфорсов на боковых сторонах. Белокаменная резьба в храме Спаса Нерукотворного схожа с образцами новгородского зодчества в результате симметричных изображений, выполненных в так называемом зверином стиле. Колористическая гамма изразцов из эмали с растительными глазурованными орнаментами оживляют белые фасады храма, создавая впечатление, что настоящие нежные цветы растут прямо на верхнем крае купольного барабана, обвивая часовню.
Образ Спаса выполненный В.Д. Поленовым на двух керамических пластинах был установлен над входом в церковь. В орнаменте валика, обрамляющего вход, размещены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами. Когда стали делать пол в храме, Васнецов руководил художественной выкладкой узора в виде фантастического цветка из камней разных тонов с линиями причудливых изгибов. Традиционные элементы в зодчестве -трёхчастные апсиды и узкие окна с откосами, украшенными яркими цельными росписями, как будто наличниками Ведущий мотив архитектурной резьбы - орнамент с кельтскими мотивами, удивительными зооморфными и орнитоморфными узорами. Например, на южной стене между окнами они символизируют евангелистов: лев – Марка, орёл – Иоанна, на стене с севера присутствуют мифологические птицы и образ Георгия Победоносца, поражающего змея. Растительный узор тесно переплетен с зооморфным. На кокошнике часовни, пристроенной к храму, присутствуют хризмы, которые являются частью резьбы из стилизованных полевых цветов. Арку и стены церкви сверху украшают бегунецы, а поребрики обрамляют барабан. Это виды орнаментально-декоративной кладки кирпича, характерные для новгородского архитектурного зодчества.
Композиции, выполненные В.М. Васнецовым, насыщают интерьер церкви сказочным духом, наполненным фольклорными мотивами. Над каждым окном изображен шестикрылый Серафим, выполненный по наброскам сына Саввы Ивановича – Андрея. Росписи окон в цвете стиля модерн созвучны украшениям печи, выполненной Михаилом Александровичем Врубелем. Над могилой Андрея Мамонтова была построена часовня по проекту В.М. Васнецова, которая была украшена цветными изразцами по рисункам А.С. Мамонтова. Из храма в часовню по просьбе жены мецената оставили маленькое окно, которое Елизавета Григорьевна украсила росписями по эскизам своего скончавшегося сына. Клиросы голубого цвета с красочными росписями в виде цветов, ягод и бабочек были выполнены художником В. М. Васнецовым по цветному. Резной деревянный иконостас, выполненный по эскизам В.Д. Поленова является главным предметом в интерьере самобытной Абрамцевской церкви. Поленовым были сделаны эскизы запрестольного креста, паникадила, подсвечников, а также для деталей и решеток иконостаса, для церковной утвари и хоругвей.
Создавая Царские врата, он умело объединил в ассиметричную композицию иконостаса иконы и орнаменты хоругви, рамы киотов, используя за основу иконостасы в церкви Спаса на Нередице ХV века и в церкви Иоанна Богослова на Ишне XVII века. Уникальный вид древнерусского стиля, отвечающий канонам церковной живописи. В первом ярусе иконостаса расположены такие иконы, как: «Богоматерь с Младенцем» выполненная В.М. Васнецовым, «Спас Нерукотворный» выполненный И.Е. Репиным, «Благовещение Пресвятой Богородицы» работы В.Д. Поленова. Левая часть второго яруса иконостаса состоит из двенадцати праздничных икон, выполненных мастерскими ювелирами. Иконы «Воскресение Христово» и «Всех скорбящих Радость» во втором ярусе расположены над иконами Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного первого ряда. Над Царскими Вратами иконы Св. Всеволода и Св. Александра, нарисованные маслом на дереве в киотах с растительным узором и «Тайная вечеря» кисти В.Д. Поленова. Во втором ярусе справа находятся: над созданием иконы «Вера, Надежда, Любовь и Мать их Софья» работали В.А. и И.Е. Репины, она больше похожа на картину эпохи ренессанса. Затем лики святых просветителей Кирилла и Мефодия, равноапостольной княгини Ольги, первого иконописца Алипия, Нестора-летописца написанные В.Д. Поленовым масляными красками на меди, потом идут иконы в честь московского святителя Алексия и крестителя Руси святого князя Владимира работы В.М. Васнецова.
В каждом образе есть черты, которые выходят за традиционные рамки иконописной техники. Богоматерь, написанная В.М. Васнецовым, спешит помочь всем, к кому маленький Спаситель вздымает руки. Влияние путешествия В.Д. Поленова по Палестине особенно ярко выражено в сцене «Благовещения» на Царских Вратах в иконостасе. Это Великое Событие происходит в комнате иудейского дома, здесь изображение Архангела Гавриила кажется реальным. Только нимб и крылья выдают его неземное происхождение. Мария – простая жена иудея. В результате полученного от Архангела известия, великое чувство смирения выдаёт Её избранность Богом. Икона «Тайная Вечеря» по цветовому исполнению Святого таинства Причащения Апостолов отличается от канонических норм. Лики святых работы В.Д. Поленова имеют индивидуальный внешний вид. Образ Преподобного Сергия Радонежского наполнен любовью к Покровителю на фоне тех чудных мест Абрамцева. Например, фоном «Видения отроку Варфоломею» послужил М.В. Нестерову пейзаж парка, а В.М. Васнецов изобразил святого князя Владимира и святого митрополита Алексия на фоне соборов.
Святитель Николай Чудотворец –очень чтимый святой для русского народа кисти Н.В. Неврева поражает напряженностью взгляда, созерцающего Создателя и направленного прямо в душу. Е.Д. Поленова создала икону святых князей Федора, Давида и Константина, восхищенная их чистыми сердцами, добрыми помыслами и делами, которая была установлена в храме справа. Знаковым элементом внутреннего убранства Церкви Спаса Нерукотворного является Плащаница, созданная В.М. Васнецовым. На ней Голубь – символ Святого Духа излучает небесный свет Славы и печальные лики двух ангелов, парящих над Иисусом Христом, который возлежит в гробу. Правый ангел крылом почти касается ног Иисуса Христа. На кайме вышит текст тропаря Великой Субботы, по углам- изображения Херувимов. Перед гробом цветы – вестники рая на земле, среди которых наклонившийся колокольчик–оплакиватель. Фон красного цвета символизирует закат земной жизни, усиливая скорбь. Плащаницу вышивала В.С. Мамонтова, а после ее ранней кончины закончила Е.А. Прахова. В Абрамцевской церкви иконы эмоционально воздействуют на зрителя благодаря использованию меди и масленых красок во время их написания. Этот способ, известный с XVII века, помогал предать ликам внутреннее свечение, делая иконы неземными и воздушными. В 1882 году храм был освящен в Спасов день.
Небольшой храм Преображения Господня в Радонеже недалеко от Абрамцево – выдающийся памятник конца XIX века не только для города Москвы, но для всей страны. Уникальный храм овеян духом романтизма и насыщен художественным замыслом архитекторов, создавших его. Это удалось сделать как в резьбе по камню, так и в тёмных главах – доминирующем цветовом акценте. Особенно ярко свою любовь к национальной культуре и древнерусской истории великие художники воплотили в образах иконостаса. Новаторство художников привело к появлению нововведений в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, которые стали предвестниками стиля модерн. Воплощение жизненного уклада и творческих идей нашли свое отражение в работах выдающихся русских мастеров, которые внесли неоценимый вклад в русскую православную культуру. В каменной церкви ощущается царившая атмосфера, наполненная непрестанным трудом и полётом фантазии друзей мамонтовского кружка.