Храмы Подмосковья
В каждом подмосковном городе имеются храмы с православными святынями, высокими куполами, колокольным звоном, святыми источниками. Посетить все монастыри Московской области за один раз не реально. Сюда приезжает множество паломников и обычных туристов, чтобы прикоснуться к истории и отдохнуть душой. Святые места со своей историей не оставляют равнодушными никого.
Подмосковье известно своим богатым наследием храмов и святынь, которые удается сохранить в своей красоте и важности до сегодняшнего дня. Эти популярные объекты паломничества привлекают учеников духовных училищ, а также множество паломников, стремящихся найти отдых и вдохновение в российской истории и духовности.
Содержание статьи:
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Гефсиманский Черниговский скит
- Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
- Покровско-Васильевский мужской монастырь
- Деревня Авдотьино и Николо-Берлюковская пустынь
- Село Теряево и Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково
- Можайский кремль
- Храм Рождества Богородицы в Орехово-Зуево
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра - крупнейший в России мужской монастырь, где хранятся святые мощи основателя монастыря Сергия Радонежского является одной из ярких достопримечательностей Подмосковья.
В 1337 году местный житель Варфоломей решил обосноваться на холме Маковец, сюда стали сходиться другие монахи, постепенно создавая монастырь. В 1380 году отсюда по благословению преподобного Сергия войско князя Дмитрия и иноки монастыря — богатыри Пересвет и Ослябя отправились на Куликовскую битву. Именно за победу в этом сражении князя Дмитрия будут называть Донским. 4 сентября 1530 года в Троицком соборе проходили крестины будущего царя Ивана Грозного.
В 1594 году у монастыря появился 10- тонный колокол «Лебедь» - подарок Бориса Годунова, который находится в Лавре и сейчас. Когда с 1608 по 1610 годы монастырь осаждали польско-литовские войска, невзирая на голод и цингу, монастырь выстоял и стал защитой ополчения Минина и Пожарского. Почетный титул Лавры монастырю был присвоен в 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.
Одним из настоятелей монастыря был святитель Филарет Московский, который основал рядом с Лаврой Гефсиманский скит с подземными катакомбами для монахов-отшельников, куда переселились монахи, когда после революции Лавра была превращена в трудовую артель. В 1919 году были вскрыты мощи преподобного Сергия. В 1920 году было совершено последнее богослужение перед закрытием. Только после Великой Отечественной войны в 1946 году в монастыре началось возрождение церковной жизни.
Свято-Троицкий собор, построенный в 15-м веке, где в настоящее время установлены мощи Сергия Радонежского— самое древнее сооружение и первое каменное из сохранившихся.
В Лавре были захоронены представители семьи Годуновых. На Соборной площади в честь приезда Петра I был установлен обелиск.
Гефсиманский Черниговский скит
В Сергиевом Посаде в десяти минутах езды на маршрутке от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры стоит Гефсиманский Черниговский скит- пещерная церковь с кельями, трапезной и другими помещениями. С дороги хорошо видна высокая колокольня из красного камня. Пройдя через арку с мозаичной иконой Святой Троицы, во всей красе предстает храм с золотыми куполами на небольшой территории скита. Гефсиманский Черниговский скит с подземными пещерами, попасть в которые можно только с экскурсиями, проводимыми монахами. История Гефсиманского скита началась благодаря юродивому Филлипушке, который, побывав в пещерах Киево-Печерской Лавры, после долгих странствий пришел в Троице-Сергиеву Лавру и получив разрешение, стал строить «погребок» - собственную келью для уединенных молитв. Другие монахи приняли участие в постройке пещер для затворников, над которыми в дальнейшем был возведен храм.
Архимандрит Антоний - наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и крестник Серафима Саровского передал в дар скиту икону Черниговской Богоматери.
В 1851 году в Лавре служил отец Варнава, которому исполнилось 20 лет. Отец Антоний благословил отца Варнаву, который стал первым наместником Гефсиманского скита. Деревянная наземная церковь была перестроена из камня с 1886 по 1889 годы. С 1895 по 1900 годы шло строительство пятиярусной колокольни высотой около 80 метров. К колокольне с 18 тонным колоколом впоследствии пристроили две церкви: во имя Николая Чудотворца и во имя святых Константина и Елены. В годы советской власти скит был закрыт. В 1920-х – скит превратили в тюрьму, позже работал дом инвалидов, затем переоборудовали в складские помещения. От построек 19 века до наших дней практически ничего не осталось. Пещеры при советской власти затопило водой, перекрытия обрушились, настенные росписи не сохранились. В период восстановления скита были приглашены студенты художественного колледжа им. Васнецова в Абрамцево. На сегодняшний день в ходе экскурсий все желающие посещают две церкви, часовню и кельи, соединенные подземными переходами.
Самый старый подземный, отреставрированный храм во имя Архистратига Михаила, который был освящен митрополитом Филаретом в 1851 году. Второй подземный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Кельи такого размера, что монахи-отшельники не могли даже лечь, поэтому молились сидя. Переходы украшены росписями.
В часовне Иверской иконы Божией Матери хранятся мощи Филиппа Гефсиманского. Сегодня для монахов построен двухэтажный корпус, недалеко от которого находится пруд с часовней святого Владислава Сербского, построенную на берегу над купелью. Посетители могут набрать святой воды из подземного источника, который забил еще в 40-е годы 19 века. С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит относится к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре как ее подворье в Сергиевом Посаде. Хотя большая часть территории отдана под интернат для детей-инвалидов.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
В 50 километрах от Москвы в подмосковном городе Истра находится Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, рассказывающий о пути Христа, который был построен в 17 веке по указу патриарха Никона как в израильском Иерусалиме. Внутри храма имеется кувуклия — часовня, где находился Гроб Господень. Здесь установлен подобный камень, где Ангелом было указано место захоронения Христа.
Гефсиманский сад с пейзажами, напоминающими израильские земли, где Иисус молился перед казнью и протекает река Истра также как Иордан, где крестился Христос.
Обходя собор изнутри, посетители могут видеть события последних дней Иисуса - храмы Скорбного пути: храм-темница, где Иисус с закованными ногами провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа, крест для которой был специально изготовлен в Иерусалиме.
Перед входом в собор, лежит камень миропомазания, куда положили Иисуса, когда сняли с креста.
Покровско-Васильевский мужской монастырь
Первые упоминания о Павловском Посаде найдены в «Духовной грамоте» Ивана Калиты как о селе Павлово в 1328 году - вотчине Дмитрия Донского, где сливается река Вохна с Клязьмой. Павлово стало городом в 1844 году по приказу императора Николая I.
История основания монастыря в Павловском Посаде связана с именами Василия Грязнова— праведника, которого в 1999 году Священный Синод прославил в лике святых и Якова Лабзина - владельца фабрики по производству Павловопосадских платков, выделившего деньги на строительство женской богадельни в 1885 году, из которой впоследствии основали Покровско-Васильевский монастырь.
На территории Покровско-Васильевского монастыря сохранился главный храм во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы в псевдорусском стиле, увенчанный пятиглавием, с трапезной, построенный с 1869 по 1911 годы на месте двухэтажной кладбищенской церкви, установленной купцом Яковом Ивановичем Лабзиным над могилами супруги, ее брата и компаньона - Василия Ивановича Грязнова, впоследствии причисленного к лику святых. Лабзин устроил при храме женскую богадельню, которую после смерти купца Святейший Синод переименовал в женскую общину. В начале 20 века тут жили 150 монахинь. При обители был создан детский приют. В 1932 г. богослужения прекратились. В 1995 г. монастырь был возрожден в качестве мужского епархиального.
Паломники едут сюда к нетленным мощам преподобного Василия Павлово-Посадского, чтобы помолиться, попросить помощи святого, забыть о мирской суете.
Деревня Авдотьино и Николо-Берлюковская пустынь
Редко можно найти монастырь в России с легкой судьбой. Такая же история у Николо-Берлюковской пустыни в деревне Авдотьино.
В 1606 году первые упоминания о Николаевской Берлюковской пустыни появляются в источниках. Иеромонах Варлаам, бежавший из разоренного поляками Стромынского монастыря, В трех километрах от старого Стромынского тракта начал строить деревянную церквушку вместе с двумя монахинями из разоренной Успенской обители — Авдотьей и Ульяной, которые принесли с собой древнюю икону Святителя Николая. В честь них в последствии назвали деревню Авдотьино, на окраине которой расположен монастырь, и соседний пригорок— Ульянина гора. О старце Варлааме узнали в округе, к нему начали стекаться богомольцы. Позднее усилиями местных жителей на месте деревянной церкви возвели каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. С названием обители связана интересная история: уже после смерти иеромонаха Варлаама недалеко от Никольского храма поселились бродяги со злобным и хитрым главарем по прозвищу Берлюк, то есть «волк», носившим тулуп мехом наружу. Вскоре Берлюк попал в тюрьму за грабеж и убийство купца.
В 1719 году первым настоятелем храма святителя Николая Чудотворца, являющегося основным в Николо-Берлюковской пустыни, становится иеромонах Диодор.
С октября 1731 года по апрель 1734 года иеромонаха Иосия Самгина избивают кнутом, лишают сана и высылают на Камчатку из-за запрещенных рукописей. Монахи были распределены в другие монастыри. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.
Интересный случай произошел в 1829 году, когда слепая крестьянка Татьяна Кузнецова увидела во сне Ангела, показавшего икону и повелевшего идти в Берлюковский монастырь, чтобы найти этот образ и молиться перед ним. Однако монахи про такую икону не ведали. Услышав рассказ прихожанки, местный пекарь вспомнил, что для квашни с тестом использует круг с полустертыми ликами. Оказалось, что это старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Известие про чудо обретения иконы и исцеления слепой женщины привело сюда тысячи паломников. После пожаров в городе Богородске в 1834 году, прихожане принесли чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. По разрешению Святейшего Синода икона участвовала в Крестном ходе в день Покрова Богородицы. С этого дня начались ежегодные берлюковские крестные ходы.
В 1839 году на территории монастыря был построен Храм Христа Спасителя — даже раньше Московского, освященный митрополитом Филаретом, который спустя 30 лет освещал очень схожий столичный Храм Христа Спасителя.
Гордостью Николо-Берлюковской пустыни в Авдотьино является 88-метровая колокольня с огромным крестом из красной меди, который весит 622 килограмма. Колокольня была построена за четыре года на деньги московского купца Самойлова и братьев Ляпиных.
При советской власти Николо-Берлюковскую пустынь в Авдотьино закрыли, сначала на его территории организовали дом инвалидов, потом работал тубдиспансер и психбольница. Несколько зданий Николо-Берлюковской пустыни вернули Церкви только после 2002 года. Здания были отреставрированы, на территории организованы пасека скотный двор и теплицы в собственном фермерском хозяйстве.
Село Теряево и Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Белокаменные стены и золотые купола в мощном, как крепость, Свято-Успенском Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре выглядят торжественно и величественно, несмотря на свой возраст. Главный собор Успения, построенный в 17 веке, в стиле московского барокко, украшают великолепные изразцы и росписи мастеров палехской школы, выполненные в начале 20 века, до этого стены были расписаны «в итальянской манере», поэтому много красной и синей краски в сочетании с золотым цветом.
В Германовой башне монастыря раньше хранилось большое собрание книг, переписанных иноками. Много рукописей и других материалов библиотеки исследуются историками и филологами. Сейчас здесь открыт музей Библии.
Этот монастырь под Волоколамском основал уроженец села Язвище Иосиф Волоцкий - общественный и церковный деятель, писатель, богослов в 1479 году. Сначала он при поддержке семьи построил здесь первую деревянную часовню и кельи, а в 1785 году появился первый каменный храм. Братия монастыря увеличилась до 400 человек. В начале 17 века обитель защищала подступы к Москве от польских войск, почти год осаждавших хорошо укрепленные монастырские стены толщиной 2 метра 48 сантиметров с самой высокой Северной или Кузнечной башней: 4 метра 41 сантиметр.
В разное время в монастырскую темницу были сосланы: впавшие в немилость священнослужители —митрополит Московский Даниил, преподобный Максим Грек и даже такой высокопоставленный заключенный, как царь Василий Шуйский.
Во ходе Великой Отечественной войны была разрушена 76-метровая колокольня.
Сразу после революции на территории монастыря организовали детский дом, который занимал монастырские здания до 1981 года. После этого целых 7 лет с 1981 по 1989 год размещался историко-архитектурный музей-заповедник. В 1989 году обитель передали Русской Православной Церкви.
На территории монастыря есть пруды, которые были вырыты в XV веке. Теперь на берегах обитают разные птицы, в том числе из Красной книги.
Посетители могут приехать сюда самостоятельно или в составе группы экскурсионной либо паломнической. В обители работает церковная лавка и чайная, здесь можно попробовать молочные продукты и мед. Для паломников организована гостиница.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково
В Быково есть церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в стиле русской готики в конце XVIII века. Храм входит в уникальный архитектурный комплекс усадьбы Быково.
Поселок Быково Раменского района известен с XIV-XVI веков. В 1704 году царь Петр I подарил село Быково Иллариону Воронцову, который становится первым известный частным его владельцем, потомки владели селом до 1724 года, до тех пор, пока Воронцов не попал в опалу. Новым хозяином этих мест стал в самом начале 1760-х годов Петр III пожаловал имение Михаилу Михайловичу Измайлову. Измайлов попав в круг приближенных императрицы Екатерины II, в 1775 году становится главой Экспедиции кремлёвского строения. Эта организация возводила и ремонтировала здания для императорского двора сначала на территории Кремля, а позднее во всех окрестностях Москвы. Строить усадьбу и церковь было решено по проекту самого лучшего русского архитектора Василия Ивановича Баженова. В связи с увольнением императрицы в 1785 году, его сменил архитектор Матвей Федорович Казаков. А в 1790-х годах—гениальный архитектор Н.А. Львов. Дворец XVIII века сохранился до наших дней практически в полном объеме. Только башня с курантами и площадкой для телескопа была построена позже. Однако в древние фасады и интерьер были скрыты пышной итало-византийской декоративной отделкой, выполненной в конце 1840-х годов швейцарским архитектором Бернаром Симоном для графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова- сына Ирины Ивановны Воронцовой-племянницы М.М. Измайлова, к которой усадьба перешла в качестве приданого. После революции в усадьбе размечались: детская исправительная колония, школа подрывников, во время Великой Отечественной войны - военный госпиталь, в послевоенные годы - туберкулезный санаторий. С 2015 года дворец закрыт.
Нижний храм во имя Рождества Христова был построен в 1783 году. В верхнем храме во имя Владимирской иконы Божьей Матери сохранилась обстановка работы В.И. Баженова, например, шестнадцать колонн и панно из искусственного мрамора. Белокаменный храм в классическом стиле архитектуры с одиннадцатью шпилями, резными изображениями, барельефами был освящен в 1789 году. Между двумя симметричные колокольнями находится вход и необычно Изогнутая лестница, ведущая в верхний храм. В 1874 году новым хозяином усадьбы стал Николай Иванович Ильин — потомственный дворянин, один из владельцев Московско-Рязанской железной дороги, пути которой проходили по усадебным землям. При нем была капитально отремонтирована усадьба и в 1883 году в честь столетия храма построена высокая колокольня и в память о предыдущих владельцах.
Можайский кремль
Впервые о Можайске упоминается в 1231 году. В конце XIII века во время осады города отрядами то ли татар, то ли литовцев, явился святитель Николай с мечом в одной руке, а в другой он держал церковь. Икона Николы Можайского находится над вратами Крестовоздвиженской церкви Можайского кремля. Особенность Можайского кремля заключается в трех разных вариантах фортификационных сооружений. Первый - деревянный, второй белокаменный, построенный во времена правления Бориса Годунова, а третий, кирпичный в XVII веке, который был разобран в начале XIX века по указу императрицы Екатерины от 1782 года. На территории кремля был Старо-Никольский белокаменный храм XIV века, который в середине XIX века рухнул. И на его месте был построен Петропавловский храм, который сейчас закрыт. Вторым собором Можайского кремля является Ново-Никольский. В начале XIX века стены собора обложили новым кирпичом, построили купол-ротонду и колокольню в неоготическом стиле. Если спуститься на нижний этаж храма, где открыт музей, можно увидеть старинную арку проездных ворот с кладкой XV века. В Отечественную войну 1812 года французы разорили собор, а в Великую Отечественную войну рухнул купол-ротонда.
Храм Рождества Богородицы в Орехово-Зуево
Когда-то села Орехово и Зуево разделялись границей губерний. Зуево принадлежало Московской губернии и находилось на северном берегу реки Клязьмы, Орехово —Владимирской и находилось на южном. знаменитые купцы Морозовы развили с XVIII века в Орехово-Зуевском районе фабричное производство.
Сначала житель села Зуево крестьянин Савва Васильевич Морозов раздавал шелковую пряжу по домам, чтобы ее разматывали. Потом организовывал ткацкое производство и построил фабрику. Уже в 1820 году смог выкупить себя вместе с четырьмя сыновьями и женой. Во второй половине XIX века на северном берегу Клязьмы был построен храм Рождества Богородицы, который при советской власти с 1939 по 1943 год был закрыт. Сейчас он является действующим собором. На улице Бугрова располагается церковь блаженной Ксении Петербургской.
Многие верующие и просто путешественники считают храмы Подмосковья настоящими знамениями и символами духовности, которые помогают им найти внутренний покой и вдохновение. Видное место в религиозной и культурной жизни страны они обрели благодаря своей величественной красоте и исторической ценности.